Установление психологического контакта в коллективе

Активизация внимания — это пробуждение к активности таких интеллектуальных процессов, как восприятие, память, мышление, т. е. активизация познания, усиление эмоций и чувств.

Соблюдение принципа доступности, т. е. опора на знания и опыт людей, их потребности и интересы, способствует внутренней (психологической) предрасположенности человека к восприятию информации, ее глубокому освоению.

В этом процессе велика роль аргументации, которая стимулирует внимание человека к восприятию информации. Аргументация включает в себя такой психологический механизм познания, как мышление. Высказывая свои суждения, руководитель фиксирует внимание собеседника на различных оттенках своей мысли. Эффективен «квантовый выброс» информации, т. е. подача через некоторые временные интервалы новых идей или аргументов, новой информации для размышления. Этот риторический прием также позволяет активизировать внимание собеседника.

Для деловой беседы существенное значение имеет искусное проявление экспрессии (тон, тембр голоса, интонации и т. п.), которая призвана подтвердить убежденность человека в том, о чем он говорит, его заинтересованность в решении затронутой проблемы. На что же нужно обращать внимание при налаживании личного контакта с собеседником.?

Несколько обыденных мелочей могут относительно легко создать благоприятный для беседы климат. К ним относятся:

— ясные, сжатые и содержательные вступительные фразы и объяснения;

— обращение к собеседнику по имени и отчеству (подчиненный расценивает это как уважение и внимание к его личности);

— соответствующий внешний вид (одежда, подтянутость, выражение лица);

— положительные замечания, относящиеся к деловой репутации, образцовой организации труда (комплименты);

— проявление уважения к личности собеседника, внимание к его мнению и интересам (нужно дать это почувствовать);

— упоминание об изменениях, которые произошли со времени последней встречи;

— обращение за советом и т. п.

Психологическое воздействие в форме беседы вне использования влияния группы как опосредующего звена, технических средств в виде информационно-компьютерной техники, помогает руководителю общаться с подчиненными и оказывать на них воздействие.

Результат беседы, целью которой является воздействие, определяется действием многих факторов. На первом этапе беседы важно установить с подчиненными психологический контакт, предотвратить возникновение психологического барьера, привлечь внимание собеседника (подчиненного), пробудить интерес к беседе. Несколько высказанных в начале беседы предложений часто действуют решающим образом на собеседника. Начало разговора он должен внимательно слушать из любопытства, ожидания чего-то нового для снятия напряжения.