Социально-психологические феномены поведения личности в группе

Как мы уже отметили выше, воздействие (давление) оказывает существенное влияние на поведение членов группы. Однако это воздействие оказывается различным для разных людей в связи с особенностями их личности. В условиях группового общения и взаимодействия люди обнаруживают специфические свойства, которые называют социально-психологическими феноменами группового поведения. К таким феноменам относятся различные проявления активности личности в группе.

Установки личности — это проявление неосознанных побуждений к деятельности. Теория установки была разработана в психологической школе Н. Д. Узнадзе, где впервые были экспериментально выявлены феномены когнетивных и практических установок Например, если испытуемому несколько раз дают сравнить два неравных по величине объекта, а потом предъявляют еще два аналогичных, но равных объекта, то человек воспринимает их как разные по величине. У испытуемого возникает иллюзия неравенства одинаковых объектов, объясняющаяся тем. что восприятие объективно равных объектов происходит в условиях субъективной готовности к тому, что объекты будут неравными, т. е. при установке как потребности определенным образом осуществить действие сравнения. Таким образом, установка — это неосознаваемое личностное состояние готовности к определенной деятельности, с помощью которой может быть осуществлена та или иная потребность.

В результате повторения «установочных ситуаций» у субъекта постепенно складывается «ряд фиксированных установок», которые незаметно для самого человека определяют его жизненную позицию в восприятии окружающей реальности.

В социальной практике психологи выделяют формы поведения, в которых проявляются фиксированные установки личности на восприятие людей и событий. Установка является психологическим механизмом тех стереотипов общения, которые были нами рассмотрены выше. Например, установка на необходимость выполнения приказов руководителя вызывает готовность к выполнению любых распоряжений без критической оценки его как личности. Присматриваясь к личностным качествам людей, мы стараемся понять, что они собою представляют, можно ли им доверять и т.п. И тут часто идут в ход сложившиеся установки, социальные стереотипы, житейские представления. сформировавшиеся у каждого человека, а также уровень психологической культуры в умении воспринимать и критически оценивать других людей. Примером социального установочного стереотипа может служить следующий пример: многие люди считают. что профессор всегда рассеян, близорук и не приспособлен к повседневной жизни: студент всегда весел. остроумен, подвижен и никогда не готов к экзамену: все англичане худощавы, надменны и хладнокровны, а французы только и думают о любви. Установка на отношение к спортсменам выражена в поговорке: «Сила есть, ума не надо».

Встречая нового человека, мы сразу же относим его к определенной категории и строим свое поведение в соответствии со сложившимся стереотипом. Психологи различают три типа установки на восприятие другого человека:

— позитивная установка побуждает нас переоценивать положительные качества и игнорировать слабые качества человека, т. е. мы даем человеку большой аванс, проявляющийся в неосознанной доверчивости;

— негативная установка приводит к тому, что мы воспринимаем только отрицательные качества другого человека, выражая к нему недоверчивость, подозрительность;

— адекватная установка связана с пониманием того, что у каждого человека имеются как достоинства, так и недостатки: главное — как они сбалансированы и как оцениваются другим человеком.