Формы психологического воздействия групповых структур на личность

Знание причин и циклов паники очень важно для ее предотвращения. Лица, способные руководить массой, особенно представители правоохранительных органов, должны обладать волевыми качествами и уметь внести элемент рационального анализа в ситуацию паники, захватить «руководство» в этой ситуации и продемонстрировать образец соответствующего разумного поведения, которому люди последуют и войдут в нормальнре эмоциональное состояние.

Среди причин, вызывающих эмоциональное заражение, следует отметить такие из них.

1. Развитие некоторой общности оценок, установок, свойственных массе людей. Например, в условиях массовых зрелищ стимулом, предшествующим эмоциональному заражению общности оценок, являются аплодисменты при появлении популярного артиста. Специально разработанные приемы массовых воздействий (шествия, музыка, пение, призывы, знамена и т. п.) в комплексе служат для вовлечения массы людей в состояние эмоционального энтузиазма. Эмоциональное заражение может служить дополнительным сплачивающим фактором, пока оно не превысит некоторой оптимальной интенсивности. Однако, выйдя из-под контроля, обоюдное заражение может привести к распаду нормальных и неформально-ролевых структур и превращению организационно-взаимодействующей группы в разновидность толпы.

2. Общий уровень интеллектуального и нравственного развития личностей, составляющих данную общность. Чем выше уровень развития общества, тем критичнее отношение людей к силам, которые стремятся автоматически увлечь их на путь тех или иных переживаний, и тем слабее выражен механизм заражения.

Феномен заражения преимущественно рассматривается в условиях стихийного антисоциального поведения (катастрофы, стихийные бедствия). Однако этот механизм действует и в условиях массовых социально осознанных действий —общественных движениях. Роль заражения видна и в организованном социально позитивном поведении (например, роль личного примера в напряженных производственных ситуациях, в военной обстановке). Возможно, что в этих случаях проявляется компенсаторная функция заражения в условиях недостаточной организации человеческих объединений.

Подражание. В процессе подражания осуществляется не простое принятие внешних особенностей поведения, как при заражении, а воспроизведение индивидом черт и образов поведения других людей, т. е. более активный способ их усвоения. В «теории подражания» Г. Тарда этот феномен абсолютизируется как основной принцип социализации людей, их взаимодействия в группах, конфликтов и т. д. Включая многие полезные наблюдения, данная теория вместе с тем упрощает процессы истории человеческих взаимоотношений. Современные экспериментальные психологические исследования позволяют раскрыть истинную сущность явления подражания и его различную роль в жизни людей на разных этапах онтогенеза и в разных условиях деятельности.

Особую роль играет подражание в развитии личности в детском и подростковом возрасте, выступая ведущей формой познания действительности. Оно проходит ряд стадий от слепого копирования ребенком поведения взрослых (А. С. Макаренко) до осознанного подражания взрослым у подростков. У взрослого человека.подражание выступает вспомогательным средством освоения социальной действительности. За образец принимаются, как правило, внешние свойства поведения, но этот процесс не затрагивает устойчивых личностных характеристик субъекта.