Функции руководителя

В обязанности руководителя-лидера входит также формирование у сотрудников адекватной профессиональной мотивации. Очевидно, что самое совершенное планирование руководителем работы группы не дает эффекта, если люди не захотят качественно выполнять свою работу. В прежние времена для формирования мотивации руководители использовали либо принуждение и угрозы, либо награды, в частности, денежное поощрение. Согласно теориям мотивации, которые базировались на концепции «экономического человека» А. Смита, люди всегда будут больше работать. если есть возможность больше заработать. Исследования современных психологов показали, что мотивация как внутреннее побуждение деятельности является продуктом сложного взаимодействия различных потребностей человека. По мере повышения культурного уровня их деньги не всегда заставляют людей трудиться более усердно. Для людей важен также интерес к работе, понимание сущности решаемых задач, общение, взаимопонимание, гуманность. Руководитель должен уметь определить потребности своих подчиненных и создать условия, которые позволят удовлетворить эти потребности при хорошей работе.

К числу воспитательных функций можно отнести также психотерапевтическую функцию. Руководитель должен учитывать эмоциональное состояние своих сотрудников. предотвращать стрессовые состояния. Эмоциональная сторона управления коллективом в значительной степени влияет на его жизнедеятельность и психологический климат. Оптимизм и чувство юмора. а не уныние и раздражительность должны быть присущи руководителю-лидеру, ибо это помогает предотвращать и разрешать конфликты, профилактировать депрессивные состояния подчиненных.

6. Функция представительства. Руководитель — официальное лицо, представляющее группу во внешней социальной среде. На совещаниях, конференциях он выступает от имени всех членов группы, по его поведению судят о группе в целом. Поэтому руководитель-лидер должен отвечать высоким стандартам общественного поведения. Он должен хорошо владеть навыками культурного общения, достойными манерами. мимикой и пантомимикой, культурой речи. Важно также при этом умение правильно одеваться, учитывая свою внешность и возраст, а также ситуацию общения. Желательна также приятная внешность, которая в значительной мере зависит от художественного вкуса и манер. Соблюдение этих требований способствует формированию достойного «имиджа» — образа руководителя-лидера. которым может гордиться группа и могут уважать все окружающие. Руководитель должен постоянно помнить, что он выражает честь, ум и волю всей группы.

Указанные выше функции управления в большей или меньшей степени активности и ответственности присуши всем руководителям, независимо от их ранга. Поскольку организация состоит из подразделений, решающих конкретные задачи, кто-то должен координировать работу этих подразделений, направляя их действия на достижение общих целей. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления. Так. директор небольшой строительной фирмы, имея специальность архитектора, может сам значительную часть времени заниматься проектированием. Однако по мере увеличения объемов заказов, разрастания организации. управление начинает занимать все больше времени у этого директора и. чтобы работа была успешной. управление должно быть отделено от других видов деятельности (технической, коммерческой и др.).

Многие люди, в том числе и сами руководители-практики. думают, что повседневная работа начальника цеха 1ли бригадира мало отличается от работы руководимых ими людей, тем более, что они постоянно взаимодействуют и получают за свою работу примерно одинаковую зарплату. Но социально-психологические исследовання показывают, что управленческая работа ю своей сути весьма отличается от работы неуправленческой. Работа начальника цеха имеет гораздо больше общего с работой директора завода, чем с работой подчиненных. Инженер может потратить несколько месяцев на разработку важной конструкции, программист — на создание компьютерной программы. Работа руководителя не бывает такой однородной, ибо для нее характерны оперативность, разнообразие методов деятельности. Подсчитано, например, что мастера на производстве выполняют в день в среднем 583 операции по управлению.