Совершенствование стиля руководства

Четвертый концентрирует внимание на процессе принятия решения и участия в нем подчиненных. Предлагаются стили от единоличного принятия решения до полного участия всего коллектива, а сам руководитель может быть ориентирован как на работу, так и на людей. Окончательное решение за выбором стиля возлагается на руководителя, который должен определить ряд критериев:

^ требования к качеству решения;

^ достаточность информации и опыта;

^ степень структурированности проблемы;

^ степень важности и согласия подчиненных при принятии решения;

^ вероятность поддержки подчиненными единолично принятого решения;

^ степень мотивации подчиненных на решение задачи;

^ вероятность конфликтов между подчиненными.

Недостатки поведенческого подхода - в бихевиористской методологии, ориентированной на принцип "стимул - реакция", где роль руководителя заключается в "ожидании" возмущающих факторов. Безусловным достоинством является необходимость прогнозировать развитие событий, заранее "проигрывать" варианты решений.

При анализе особенностей индивидуального стиля управленческой деятельности руководителя нам представляется важным использование преимуществ и продуктивных составляющих всех подходов, моделей и опыта. При этом следует исходить из потребности выделения основных составляющих целостной модели стиля управленческой деятельности. Важнейшими элементами такой модели являются: высокая степень подготовленности руководителя к социальному управлению коллективом, в основе которой лежит гуманизация; ориентированность на человеческий фактор, всесторонняя забота о подчиненных, максимально допустимый учет их мнения при принятии решений; способность варьировать стилями в стандартных и экстремальных ситуациях, под воздействием средовых факторов и постоянно изменяющегося состояния объекта.

Таким образом, оптимальный стиль управленческой деятельности в высшей степени соответствует возможностям руководителя, рассматриваемого как индивидуум, личность, субъект управления, выражающего социальные ожидания подчиненных и направленного на решение задач.