Межличностные отношения в группах

В группах всегда возникает определенная межличностная иерархия. В соответствии с конкретным вкладом отдельных сотрудников в повышение общей эффективности. деятельности группы (коллектива), каждый из них приобретает определенный статус, т. е. положение в группе. Это положение опосредовано способностями каждого индивида к выполняемой работе, индивидуально-психологическими свойствами, ориентациями, социальными установками, спецификой состава группы. В связи с этим между составом группы и каждым из ее членов складывается определенная система отношений, в которой каждый обретает свое место. Для выявления статуса членов группы применяется социометрический метод Дж. Морено, который позволяет количественно определить число выборов, полученных каждым сотрудником по деловым, ролевым. эмоциональным критериям. На основе этих данных строится социограмма. на которой четко выражено место каждого члена группы в ее иерархии. Ранговые места в группе обычно распределяются следующим образом:

1) лидеры (ведущие). На эти места претендуют личности. способные к активному взаимодействию, принятию ответственных решений, управлению людьми, творческой инициативе. Их реальный рейтинг определяется выбором группы — более 50% выборов (от 50 до 100%);

2) предпочитаемые. Следующие по рейтингу за лидерами (от 10 до 50% выборов). К ним относится актив рабочей группы, в составе которого преобладают люди, способные быть активными исполнителями, но среди них имеются и такие, кто в определенных обстоятельствах способен занять лидерское место;

3) непредпочитаемые, т. е. имеющие не более 10% выборов и низкий рейтинг в группе. Они либо не активны в совместной деятельности, либо не смогли установить положительные деловые и личностные отношения с членами группы;

4) отвергаемые (аутсайдеры), получившие до 5% выборов и стоящие на периферии группы. Для них характерно непризнание их группой и нежелание с ними сотрудничать.

В связи с действием различных объективных и субъективных факторов статус членов группы может изменяться. В практике работы руководителя важно знать социальный статус каждого члена группы, а также его потенциальные возможности к изменению этого статуса, чтобы обеспечить максимальную эффективность деятельности каждого сотрудника и группы в целом.

Оценка реальной роли личности в организации и ее потенциальных возможностей к изменению этой роли в лучшую или худшую сторону должна быть связана с оценкой социальной позиции индивида. Любой сотрудник, будучи членом своего коллектива, занимает ту или иную позицию (официальное положение) в данной системе управленческих взаимоотношений. Эта социальная позиция обусловлена прежде всего профессионально-квалификационными характеристиками сотрудника, его функциональными обязанностями. Так, в любой организации четко различаются роли начальника (например, директора фирмы), руководителей отдельных подразделений (например, старшего бухгалтера) и рядовых сотрудников. Рассмотрение любой позиции личности в своем коллективе всегда подразумевает и наличие других, связанных с первой, позиций (ролей) в формальной и неформальной структуре группы. Отсюда выводится и соответствующая взаимозависимость между людьми, находящимися в связанных между собою позициях. При анализе этих взаимосвязей необходимо обратиться к некоторым положениям «ролевой теории», разрабатываемой в отечественной социальной психологии.