Межличностные отношения в группах

Неформальные межличностные отношения в производственных группах направляются системой эмоционально опосредованных связей: взаимных симпатий и антипатий, дружбой, доверием и т. п. На основе этих отношений малая рабочая группа в количестве 20 - 30 человек стихийно разделяется на несколько неформальных контактных микрогрупп по 3 - 7 человек. Эти люди стараются чаше общаться, вместе проводить перерыв, сидеть вместе в рабочей комнате и вместе выполнять оперативные задания.

Признаком хорошей организации производственных групп является преобладание официальной структуры над неофициальной. В свою очередь, важно знать, на каких ценностных ориентирах строятся неформальные отношения в группе. Благоприятные межличностные отношения создают положительный психологический климат в группе, способствующий ее стабильности, деловой эффективности. Оптимальные отношения между формальной и неформальной структурой группы создаются в коллективе.

Характер взаимодействий членов групп зависит от вида и содержания решаемых производственных задач. Успешное решение групповой задачи предполагает оптимальные взаимодействия между сотрудниками на всех этапах ее решения. Основными формами взаимодействия при этом являются следующие: психомоторное взаимодействие, т. е. осуществление совместных практических действий: интеллектуальное взаимодействие при решении мыслительных задач (принятие решений и т. п.); перцептивное взаимодействие при решении задач на опознание и декодирование сигналов: коммуникативное взаимодействие посредством речевых функций и других средств общения.

Указанные виды взаимодействия сотрудников в рабочих группах могут либо четко доминировать в решении конкретных задач (например, по управлению группой или контролю исполнительных действий), либо проявляться в комплексе при решении сложных многоплановых задач.

Участие в совместной деятельности обогащает каждого отдельного сотрудника, шлифует и совершенствует его способности. Это не всегда вполне осознается самими людьми, но они часто проявляют интуитивное или сознательное стремление попасть в «референтную группу» как наиболее успешную и престижную, создающую оптимальные возможности для реализации своих планов и возможностей.

При совместной деятельности возникает возможность взаимного контроля и коррекции действий, что повышает их точность. В условиях делового и личностного общения совершенствуются процессы профессионального восприятия, улучшаются характеристики памяти, активизируются процессы мышления, совершенствуются приемы принятия решений, более емких логических обобщений, поскольку в их формировании используется не только свой, но и опыт сотрудников. Таким образом, включаясь в групповую, индивидуальная деятельность претерпевает существенные преобразования в своей структуре, динамике и психологических механизмах ее регуляции и саморегуляции.

Групповые взаимодействия особенно эффективны, когда людям приходится сталкиваться с задачами в ситуациях высокой неопределенности, с проблемами, имеющими несколько вариантов решений. Эксперименты по проведению деловых игр показывают, что групповые решения требуют больше времени, чем индивидуальные. но по качеству решения они обычно более эффективны.

Однако все указанные преимущества групповой деятельности характеризуют лишь ее потенциальные возможности. Реализация же их на практике зависит в комплексе от:

— конкретного профессионального состава группы;

— системы сложившихся между сотрудниками межличностных отношений (сотрудничество, взаимопомощь, соперничество, антагонизм, равнодушие и т. п.);

— условий организации и руководства группой.