Психологическая пригодность к профессии

Профессии первого типа предъявляют такие требования, которым могут удовлетворить люди, обладающие специальными индивидуальными чертами.

Требования профессий второго типа к человеку таковы, что с ними может справиться каждый. Различие между двумя типами профессий можно свести к единому признаку и назвать обучаемостью. К одним профессиям активно приспосабливается любой человек, к другим — лишь некоторые индивиды.

Под профессионально важными качествами следует понимать индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. К профессионально важным качествам относятся и способности, но они не исчерпывают всего объема этих качеств. Профессионально важные качества и их системы выступают в роли их внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия и требования деятельности.

Психологическая структура личности. Личность рассматривается как носитель сознания и субъект деятельности.

Личность — это конкретный человек, который характеризуется:

— уровнем сформированности психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых);

— наличием индивидуальных свойств: темперамента, характера, направленности, способностей;

— социальным статутом, т. е. ролью, выполняемой в системе общественных отношений.

В современной психологии утвердился антропоцентрический подход к анализу систем « человек — техника», «человек - человек», согласно которому человек рассматривается не как механический придаток системы, а как центральное звено системы управления.

В кибернетике человек рассматривается как целеустремленная система, поскольку он обладает способностями к целеполаганию и мотивированию деятельности и вносит эти качества в структуру автоматизированных систем «Ч-Т», «Ч-Ч».

Человек всегда привносит свои индивидуальные личностные качества в процесс профессионального обучения и производственной деятельности, поэтому знание и учет его качеств — необходимое условие его успешного обучения и адаптации к труду.

Рассматривая каждого члена производственной или учебной группы с точки зрения его индивидуально-психологических свойств, мы подходим к нему как к индивидуальности, т. е. личности, в чем-то сходной с другими"людьми, и в то же время своеобразной и неповторимой. Общие закономерности психики всегда проявляются индивидуально.

Психологическая структура индивидуальности определяется системой индивидуальных свойств и формируется в онтогенезе, начиная от природных задатков и кончая высшими уровнями социально опосредованных форм поведения. Личность — многоуровневая система, объединяющая в себе психофизиологический, психологический и социально-психологический уровни.