Психологический анализ профессиональной деятельности

Криминалистическая наблюдательность при осмотре места происшествия — это планомерное, целенаправленное. продуманное восприятие обстановки.

Такое восприятие в психологии называется наблюдением. Чтобы оно было максимально эффективным, надо соблюдать определенные правила. До начала осмотра важно получить общее представление о случившемся. Хотя первоначальная информация нередко весьма противоречива и в ходе следствия может не подтвердиться, однако она дает возможность следователю наметить план осмотра, приступить к построению мысленной модели.

Анализ успешных осмотров свидетельствует, что на первоначальной стадии у следователей, производивших эти осмотры, преобладало симультанное (цельное) восприятие предметов и явлений. Сукцессивные тенденции (последовательное описание «всех» предметов, попадающих в поле зрения, по часовой стрелке или против нее без попытки вычленения следов преступление) лишали следователя творческого подхода и не создавали предпосылок для выявления наиболее важных носителей криминалистически значимой информации.

Эффективность поисковой деятельности в значительной степени зависит от ряда личностных качеств и навыков следователя, обеспечивающих выделение именно тех объектов, которые являются носителями криминалистически значимой информации: выделение картины прошлого (преступного события) по следам, оставленным в настоящем.

При этом нередко в связи со сложностью воссоздаваемого события, его многоэпизодностью следователю необходимо суметь выделить не одну, а несколько групп объектов, несущих информацию по каждому предполагаемому эпизоду.

Человек одномоментно может оперировать определенным количеством (7 + 2) элементов. Это объясняется ограниченным объемом кратковременной памяти, которая способна сохранять определенное число элементов (единиц) независимо от количества содержащейся в них информации. Поэтому одним из способов увеличения объема информации, одномоментно перерабатывающейся человеком является укрупнение этих элементов, т. е. их обобщение. Образные компоненты процесса познания выполняют функцию укрупнения информационных единиц.

Восприятие «основного узла» активизирует поисковую деятельность следователя, которая, в свою очередь, способствует концентрации всех психических процессов в раскрытии преступления, реконструкции прошедшего события по его следам.

Следующим этапом является «вычленение» из окружающей среды «опорных точек» (следов насилия на трупе, проникновение преступника в помещение, следов потерпевшего, оружия или его следов, орудия преступления или их следов и т. д.). Выделенные опорные точки (сигналы) включаются в построение «контура» предполагаемого события (преступления).

Выделение контура совпадает с выдвижением гипотезы, объясняющей данное происшествие. Одновременно следователь продолжает отыскивать другие опорные точки, содержащие информацию, входящую в предмет доказывания (личность преступника и личность потерпевшего, а также их взаимоотношения, мотивы преступления, время его совершения и т. д.).

Все это требует высокого уровня развития наблюдательности, которая является свойством личности как способности замечать в воспринимаемом малозаметные. но существенные для определенной цели детали как «фигуры» на малозначимом фоне.