Психологический анализ профессиональной деятельности

Психограмма — это психологический «портрет» профессии, представленный комплексом психических качеств личности, требуемых для эффективного выполнения своих служебных обязанностей.

Профессия (от лат. prof essio) — это вид трудовой деятельности, занятий, требующих от человека определенной подготовки и соответствующих знаний, умений и навыков, приобретенных в результате специальной подготовки. В свою очередь многие профессии делятся на ряд специальностей. Так профессия юриста включает специальности прокурора, следователя, судьи, оперативного работника и др.; врача — хирурга, терапевта, окулиста и т. д.

Профессия появилась с возникновением человеческого общества. Последующее развитие человеческого общества и трудовой деятельности привело к разделению труда и возникновению новых профессий. Разделение труда — это качественная дифференциация трудовой деятельности, приводящая к обособлению и сосуществованию различных ее видов. Определяющим условием разделения труда является рост производительных сил общества. При этом основную роль в углублении разделения труда играют дифференциация и развитие производственных технологий, изменения в системе общественных отношений.

Особенно быстро меняются профессии в конце XX в., когда бурно протекает технический прогресс и происходят значительные перемены в социальной сфере. Одни профессии исчезают, а вместо них появляются другие (например, менеджер, телохранитель, частный детектив, брокер и т. п.). Нередки и такие явления, когда профессия не меняется по названию, но содержание ее становится качественно другим.

Существует несколько способов классификации профессий. Так Е. А. Климов предложил оригинальную группировку профессий по предмету труда, т. е. по тому, на что направлено основное внимание работника. объединив профессии в следующие пять типов:

1) «человек — человек» — предметами труда являются люди (например, руководитель организации, учитель. юрист, врач, проводник);

2) «человек — техника» — предметы труда: машины. приборы, аппараты (например, водитель, фотограф, эксперт по техническим устройствам);

3) «человек — природа» — предметы труда: земля, вода, растения, животные (например, егерь, геолог, животновод. кинолог);

4) «человек — знаковая система» — предметы труда: условные знаки, формулы, слова (например, экономист, программист, математик, корректор);

5) «человек — художественный образ» — предметы труда: художественные образы, их элементы (например. художник, артист, маляр, ювелир).

По широте и разнообразию работ различают универсальные, частичной специализации и узкоспециализированные профессии. Например, руководителю современного уровня требуется высокий универсализм знаний, умений и навыков для работы с людьми, с информационными системами и разнообразной техникой, хорошие знания законов природы, развитый интеллект, позволяющий по собранным фактам воссоздать различные ситуации или прогнозировать их. Профессии можно дифференцировать по классам:

— гностические (от древнегреч. gnosis — знание, познание) профессии можно встретить в любом из пяти рассмотренных выше типов. При этом требуется острый интерес к признакам, свойствам определенных объектов; ярко выраженная познавательная активность, наблюдательность (в определенной области); устойчивость внимания, высокая работоспособность, неутомимость соответствующих анализаторных систем;

— преобразующие профессии связаны с активным изменением свойств, состояний предметов труда; преобразование понимается очень широко, например, воспитательное воздействие на подчиненного или придание новых качеств предмету труда;

— изыскательные профессии, требующие постоянного поиска наилучшего варианта решения сложной практической задачи, оперативного поиска при ограниченном времени, например, труд оперативного работника в системе органов внутренних дел. санитарный врач, журналист, брокер на бирже.