Психологический анализ профессиональной деятельности

Профессиография. Психограмма

Проблема психологического анализа различных видов профессиональной деятельности в течение более чем шести десятилетий занимает центральное место в ряде научно-прикладных направлений отечественной психологической науки (психотехника, психология труда, инженерная психология, эргономика). Психологический анализ профессиональной деятельности является основой для ряда таких научно-практических задач, как профотбор, профконсультация, профориентация, профадаптация и профреабилитация, профобучение и профутомление, профтравматизм, реконструкция существующих и проектирование новых видов профессиональной деятельности.

Идея психологического исследования профессиональной деятельности зародилась среди зарубежных психотехников (Г. Мюнстерберга. О. Липмана, В. Штерна и др.) и специалистов школы научной организации труда (Ф. Тейлора и др). В начале XX в. в работах зарубежных психотехников того времени, в основном направленных на решение задач профотбора путем тестового обследования, наметился ряд ценных методических поисков в области психологического изучения профессиональной деятельности. К ним относятся:

1) аналитический и синтетический подходы к исследованию профессий;

2) попытки построения психологии профессий с выделением способов ее исследования, соответственно анализировались и полученные результаты;

3) психографический метод, направленный на получение полной сводки всех психических качеств, необходимых для конкретной профессии;

4) построение систематики профессий;

5) идея о подходе к деятельности профессионала как к активной и целенаправленной.

Изучив опыт работы зарубежных психотехников в области психологического исследования профессий и частично апробировав его. отечественные психотехники достаточно быстро обнаружили методическую слабость этих работ: эмпиризм, отсутствие оформленного подхода к психологическому изучению профессий, отсутствие системы понятий, создающей возможность однозначно характеризовать психологические свойства профессий, т. е. профессионально важные признаки.

Начиная с 1922 г., отечественные психотехники работали над созданием собственного подхода к психологическому исследованию профессиональной деятельности. Разработка принципов и методов психологического анализа профессиональной деятельности проводилась в рамках двух основных направлений.

Задача первого направления состояла в исчерпывающем описании и тщательном психофизиологическом анализе различных профессий для решения психотехнических задач. Задача второго направления заключалась в создании психологической классификации профессий.

«Психология. — писали Л. С. Выготский и А. Р. Лурия в 1926 г., — прежде всего должна была оставить изучение отдельных, не связанных между собой и искусственно выделенных «элементов» психической жизни, какими были «представления», «восприятия», «воля», «ощущения» и т. п., и обратиться к изучению поведения цельной личности, стать наукой о поведении личности, живущей в определенных условиях социальной среды» .