Психологическая структура профессиональной деятельности

Уровнем развития знаний, умений и навыков определяется общая культура труда человека и его профессиональное мастерство. Но этим профессиональное мастерство не исчерпывается. Необходимая его составляющая — творчество, которое проявляется в практическом мышлении.

Анализируя строение профессиональной деятельности. необходимо ответить на вопрос: что побуждает человека ставить цели и добиваться их осуществления? Для ответа нужно обратиться к понятиям «потребности» и «мотивы». Потребность — это внутреннее состояние объективной нужды человека в чем-то. зависимость от конкретных условий существования.

Мотив определяется как предмет потребности. Вслед за опредмечиванием потребности и появления мотива резко меняется тип поведения, оно приобретает направленность. Мотив — это то, ради чего совершается действие. Предмет потребности (мотив) может быть идеальным, например, нерешенная профессиональная. управленческая задача. Одни и тот же мотив может побуждать разные действия, а также одно и то же действие может побуждаться разными мотивами.

Мотив и цель образуют своего рода «вектор деятельности». определяющий ее направление, а также величину условий. развиваемых субъектом при ее выполнении. То. какой именно будет деятельность, исходящая из какого-либо конкретного мотива, определяется целью. Мотив относится к потребности, побуждающей к деятельности. цель — к объекту, на который направлена деятельность и который должен быть в ходе ее выполнения преобразован в продукт. Мотив и цель могут полностью соответствовать, значительно расходиться и даже противоречить друг другу.

Вектор «мотив — цель» является высшим регулятором деятельности и включенных в нее психических процессов, определяет избирательность восприятия, особенности внимания и памяти, способы преобразования информации в мышлении.

На основании анализа существующих концепций Б. Ф. Ломов выделил основные «образующие» деятельность: мотив, цель, планирование деятельности, переработку текущей информации, оперативный образ (и концептуальная модель), принятие решения, действие, проверку результатов и коррекцию действий.

Цель профессиональней деятельности выступает в двух аспектах: идеальное или мысленное представление будущего результата н уровень достижений, на который претендует личность.

План деятельности организует ее во времени и в пространстве, обеспечивает связь между действиями. В плане отражается стратегия и тактика реализации деятельности на основе объективных и субъективных условий ее выполнения.

Для того чтобы преобразовать объект деятельности, человек (субъект деятельности) должен обладать не только образом — целью и планом, но н воспринимать информацию о текущем состоянии объекта. Идеальное специализированное отражение преобразуемого в деятельности объекта выступает как оперативный образ. Принятие решения включено в любую деятельность и может относиться ко всей деятельности в целом. к отдельным действиям или его компонентам. Например, субъективно задача, определяющая воздействие субъекта управления на объект управления с целью изменения его состояниям, выступает как своего рода «рассогласование» между оперативным образом и образом целью. Это определяет направление поиска решения. в процессе которого происходит выдвижение гипотез. их проверка и оценка, т. е. принятие решения.