Психологическая структура профессиональной деятельности

Управление всегда осуществляется в рамках определенной профессиональной деятельности. Категория деятельности получила в настоящее время широкое распространение в отечественной психологической науке. Истоки ее изучения лежат в классической философии. Серьезный вклад в постановку и решение проблем, связанных с анализом деятельности внесли антропология, этнография, а позднее — биомеханика, физиология человека, кибернетика, социология, экономические и другие науки. Известно, что человеческая деятельность является предметом как внутридисциплинарного, так и междисциплинарного исследования, деятельность изучают в психологическом комплексе наук о труде. Деятельность является также одним из фундаментальных понятий в отечественной общей психологии, поскольку среди категорий, характеризующих бытие человека, она представляется важнейшей. Применение принципа единства сознания и деятельности к изучению психических процессов, состояний и свойств позволило дать объяснение многим явлениям, которые прежде казались непонятными, выявить важные закономерности психического развития человека.

Между тем имеются принципиальные расхождения и трудности в трактовке самого понятия человеческой деятельности: в выборе оснований для классификации ее видов: единиц, предназначенных для ее анализа; в выборе адекватных методов ее исследования как в лабораторных, так и в естественных (производственных. учебных) условиях: в сопоставлении результатов, полученных разными методами как между собой, так и в отношении к категориальному аппарату, разработанному в историко-философской традиции исследований деятельности.

Для иллюстрации этих трудностей приведем далеко не полный перечень различий форм и видов деятельности. существующих в современной науке: материальная и духовная, внешняя н внутренняя, непосредственная и опосредованная, произвольная и непроизвольная. сознательная и бессознательная, индивидуальная и коллективная, репродуктивная и творческая, игровая, учебная, трудовая, спортивная, познавательная (перцептивная, анемическая, умственная), управленческая и исполнительная, коммуникативная и профессиональная.

К этому нужно добавить дифференциацию деятельности по мотивам, целям, предметному содержанию, способам осуществления, конечному результату. Данные толковых и лингвистических словарей, энциклопедий и анализ научных работ убедительно показывают. что понятие «деятельность», формируясь в философии, физиологии, социологии и психологии, в результате перекрестных заимствований приобрело четыре основных значения: труд, работа, активность и поведение.

Термин «деятельность» был заимствован в немецкой классической философии, дальнейшее же философское и социологическое развитие получил у К. Маркса, который ввел понятие трудовой деятельности (труда) очень близкое по смыслу термину «работа».

Синонимию деятельности и активности легче всего объяснить лингвистическими феноменами. Широкое распространение многоязычия в первой половине XIX в. среди отечественной научной интеллигенции привело к снноннмнзацни немецкого понятия «деятельность» с латинским, французским и английским «активность». Деятельность в смысле активности или работы часто рассматривается в физиологии, особенно в исследованиях И. М. Сеченова. И. П. Павлова и др. Поведение как эквивалент понятия «деятельность» проникло в нашу социальную н общую психологию, с одной стороны, из психологии поведения, где оно истолковывалось. как система реакций . а с другой — через понятие «социальный бихевиоризм» из западной социологии (система поступков).