Социально-психологическая теория управления

Уже на заре социально-исторического развития человек как общественное существо сталкивался с проблемами общения, взаимодействия, управления. Взаимоотношения между людьми, вначале складывающиеся стихийно, в процессе формирования различных человеческих объединений становятся объектом анализа мыслителей (Платон, Аристотель) и средством сознательной регуляции человеческих отношений в социальных группах. Однако идея управления как научная проблема и особая область исследования относительно нова. Она сформировалась только в XIX в. и развивалась в недрах психологии труда и социальной психологии. Управление было признано самостоятельной специфической деятельностью только в середине XX в. с развитием общей теории управления.

Risk and reward

Объекты управления — это прежде всего люди и технические средства, которые они используют для достижения поставленной цели. Следовательно, развитие теории управления было связано с развитием таких областей знаний, как математика, техника, социология и психология. Успехи этих наук позволяли глубже понять факторы, влияющие на эффективность производства, экономики, работы правоохранительных органов и т. п. Ученые по-разному оценивали роль этих факторов. В соответствии с этим формировались различные подходы к теории и практике управления. В первой половине XX в. оформились четыре относительно самостоятельные школы управленческой деятельности: научной организации труда; административная; человеческих отношений; наук и управления.

Дальнейшие исследования показали, что ни одна из теорий, на которых базировались эти школы, не является универсальной, но каждая из них способствовала достижению успеха в решении различных управденческих задач, внесла свой вклад в развитие менеджмента. Многие теории, подходы, методы, разработанные в рамках данных школ, не утратили своей актуальности и сегодня.

Первый взрыв интереса к управлению был отмечен в 1911 г., когда вышла в свет книга Ф. Тейлора «Принципы научного управления». Именно работам ф. Тейлора, а также Ф. и Л. Гилбертов обязана своим возникновением школа научной организации труда. Основное внимание исследователи сосредоточили на содержании работы, анализе конкретных трудовых операций.

Еще будучи учеником каменщика, Ф. Гилберт заметил, что люди, которые учили его класть кирпичи, использовали три основные связки движений. Он задумался над тем, какое движение было самым эффективным, стал методично изучать эти движения, а также используемые при этом "инструменты. В результате появился усовершенствованный способ, который сократил количество движений, необходимых для кладки одного кирпича, с 18 до 4,5, увеличив тем самым производительность труда на 50% .

Большой вклад в развитие научного управления внесла психотехника. Целью психотехников являлось приложение психологических знаний при решении практических задач производства. Для психотехники характерен широкий круг решаемых задач — профессиональный отбор и консультации, профессиональное обучение, борьба с производственным утомлением и несчастными случаями, создание психологически обоснованных конструкций машин, инструментов, оборудования, военной техники, оружия и т. п., рационализация режимов труда, отдыха и многое другое.

Многие вопросы, которые разрабатывались школой научной организации труда, сейчас относят к компетенции психологии труда, инженерной психологии и эргономики.

Представители школы научной организации труда фактически поставили вопрос об отделении функций управления — обдумывания, планирования, контроля — от чисто исполнительских функций. В результате управление стало признаваться самостоятельной деятельностью. Школа научной организации труда концентрировала свое внимание на производственном процессе, усилия же административной школы были направлены на совершенствование собственно управления. Французского ученого Анри Файоля, с чьим именем связано возникновение административной школы, называют «отцом менеджмента». Если Ф. Тейлор начинал свою карьеру как простой рабочий, то А. Файоль долгое время руководил большой компанией по добыче угля. Возможно, это обусловило различие их подходов к повышению эффективности производства. Предметом изучения для административной школы была организация в целом, ее структура, общие закономерности функционирования. Целью административной школы "было создание универсальных принципов управления и построения организации.