Структура и функции управленческой деятельности

Социальная направленность — это необходимость для органов управления в процессе выработки и реализации управленческих решений учитывать интересы общества, отрасли, конкретных организаций и социально-профессиональных групп. В современных условиях от правоохранительных органов требуется прогнозирование социальных последствий управленческой деятельности. Социальная направленность управленческой деятельности в настоящее время состоит в следующем.

1. Под влиянием структурной перестройки общественного производства, формирования различных форм собственности, установления рыночных отношений происходит социальная дифференциация и наблюдается неравенство в обществе. Однако независимо от своего социального статуса и благосостояния все граждане Украины имеют равные права и меру правовой ответственности перед Законом.

2. Силовые институты государства являются своеобразными продуктами социальных процессов и социальное неравенство присуще также им (в объеме власти, доступности к материальным и духовным благам, в оценке трудового вклада участников управленческой деятельности). Поэтому органы управления производством должны знать о потребностях, недостатках, запросах своих подчиненных, об их бытовых условиях, справедливо оценивать их труд, продвигать по службе и т. п. Такая информация необходима для того, чтобы не допускать искусственного стимулирования социального неравенства, которое способно вызвать социальное напряжение, конфликтную ситуацию.

3. Состав сотрудников в производственных структурах в основном воссоздается за счет притока представителей всех социальных групп общества, которые приходят в эти структуры с надеждой реализовать собственные представления, ценностные ориентации на избранную профессию, соединить собственные интересы с государственными. Если ценностные ориентации молодых людей не совпадают с их реализованными функциями, ролью выбранной профессии и результатами труда, то возникает конфликтная ситуация. Часто незнание причин неудовлетворенности молодых сотрудников. неумение руководителей разрешить данный конфликт приводит к повышенной текучести кадров.

Принцип законности в управленческой деятельности состоит в том, что организация и деятельность органов управления и сотрудников регулируются нормами права. Принцип законности утверждает подзаконный характер управленческой деятельности, обязанность каждого субъекта управления действовать в пределах предоставленных ему прав и полномочий. Все акты управления (приказы, инструкции, распоряжения) должны опираться на требования закона. Никакие ссылки на необходимость, местные условия, интересы дела и т. п. не могут оправдать отклонения от закона. Явно незаконные управленческие решения субъекта управления могут не выполняться, причиненные незаконными актами убытки компенсируются за счет субъекта в установленном законом порядке. Законность в управлении обеспечивается системой организационноправовых мер, в том числе административной, гражданской и уголовной ответственностью.

Принцип объективности непосредственно выявляется в научной обоснованности идеалистичности задач управления. Этот принцип требует знания и учета объективных закономерностей взаимодействия субъекта и объекта управления, учета имеющихся возможностей, реального состояния общественных процессов.

Управление — это всегда двуединый процесс, в котором объединяется теория и практика. Теория и практика пребывают одновременно и в согласованных и в противоречивых отношениях, могут опережать или отставать друг от друга. Теория позволяет эффективно осуществлять управление на практике. В то же время теория — это осознанные результаты практики, понимание ее закономерностей, ведущих тенденций. Принцип объективности позволяет управляющей системе использовать знания объективных законов для достижения практических задач управления. Он направлен против субъективизма и волюнтаризма, своевольных решений. поспешных действий, которые не учитывают реальных ситуаций и противоречий. Принцип объективности предполагает три возможных уровня научного обоснования управленческих решений. Субъект управления должен владеть: а) системой общих законов социального развития; б) теоретическими концепциями и результатами эмпирических исследований; в) закономерностями управленческой деятельности.