Структура и функции управленческой деятельности

Можно сказать, что единство централизации и самостоятельности реализуется тем эффективнее, чем активнее действует механизм ответственности.

Ответственность формируется как результат признания тех требований, которые предъявляют друг другу субъекты управленческих отношений — отдельные сотрудники, группы, отделения, службы — в отношении выполнения совместных обязанностей. Эти связи, которые создают объективную основу отношений ответственности. устанавливаются путем закрепления соответствующих экономических, правовых и моральных норм, плановых заданий, системы материального и морального стимулирования, санкций, которые действуют на субъектов ответственности с целью признания их действиями необходимого направления.

В этом значении ответственность является важным условием успешного осуществления каждым субъектом управления своих функций.

Среди видов ответственности различают юридическую. моральную, профессиональную, материальную, политическую и др. Юридическая ответственность играет ведущую роль в управленческом механизме, определяя правовые формы воздействия в соответствии с административным, гражданским и уголовным законодательством. Данные формы включают в себя наложение дисциплинарных взысканий, возмещение убытков, уплату неустойки и пени, уголовные наказания и т. д. Отношения ответственности несут восстановительную (которая возвращает объект в необходимое состояние). карательную (штрафную), воспитательную (привентивную) функции, которые могут быть реализованы как отдельно, так и в совокупности.

Отношения соревнования представляют собой связи между самостоятельными субъектами управленческих отношений при выборе наиболее эффективных способов достижения общественно необходимых целей.

Отношения соревнования устанавливают такой характер взаимосвязи между двумя и более сотрудниками, отделами, службами в процессе профессионального разделения труда, при котором достижение наилучших результатов позволяет наиболее полно реализовать те или иные задачи. Это может выражаться в избрании на определенную должность при альтернативных условиях. при повышении доверия населения к деятельности того или иного правового института, при определении льгот, привилегий и т. д. Отношения соревнования. влияя на интересы сотрудников, поощряют рост инициативы, творчества, создают стимулы для полного раскрытия способностей. Они являются важнейшим способом развития демократических начал в управлении производством (фирмой), способствуют устранению монополизма отдельных групп и организаций.

Как видно из вышеизложенного, управленческие отношения достаточно разнообразны, как разнообразными являются конкретные цели социального управления. сферы применения его функций и др. Поэтому осветить все вопросы в пределах одной классификации чрезвычайно сложно. Приведенная нами классификация может быть дополнена делением управленческих отношений на основные и неосновные (вспомогательные).

К основным относятся управленческие отношения, которые реализуются путем непосредственного воздействия на определенный объект. Они занимают основное место в системе социального управления, реализуются в процессе использования властных полномочий, основываются на прямом подчинении субъекту управления управляемых им объектов.