Структура и функции управленческой деятельности

Проблема взаимодействия объекта и субъекта управления при разработке целей в настоящее время приобретает особую актуальность и специфику. Местные органы управления, как правила, активно выступают за равноправие сторон — центра и территории — при обозначении программ развития как экономики. социальной сферы, культуры, так и системы управления государством и регионами. Общая часть управляющих и управляемых структур при формулировке задач управления. прогнозирования его результатов — это способ взаимодоговоренности интересов двух сотрудничающих в процессе управления сторон.

В зависимости от масштабности управленческих проблем и уровня подготовленности участников управленческого процесса может быть различным подход к решению стратегических, тактических, оперативных. конечных и промежуточных задач. Так. частные цели не могут быть определены раньше, чем будут поставлены основные цели на более высоком уровне управления. Именно на базе этих основополагающих целей ставятся более частные, детальные, оперативные задачи для подчиненных уровней управления. Когда же управляемая подсистема начинает решать частные задачи без общей стратегической цели, она действует вслепую, путем «проб и ошибок». Система взаимосвязей более общих стратегических целей с целями более частными определяется с помощью метода построения «дерева целей». С помощью этого метода осуществляется разукрупнение, конкретизация целей, что позволяет каждую цель высшего уровня представить в образе подцелей нижнего порядка. «Дерево целей» используется для определения конкретных задач для каждого уровня управления и отдельных исполнителей.

Эффективность управления зависит не только от четкого соотношения интересов субъекта и объекта управления, детализации целей по уровням и видам. Необходимо также обеспечить реальность воздействия субъекта на объект: предвидеть пути реализации общих интересов через индивидуальные: установить соответствие между уровнем развития субъекта и объекта управления, инициировать заинтересованность объектов управления (исполнительских структур) в достижении поставленной перед ними цели. Так. одна из аксиом теории управления гласит о том. что если идея внедрения инновационных процессов не воспринята руководителем и не менее чем 7-9 специалистами. то разрабатывать программу внедрения новых технологий не имеет смысла.

Итак, основной характеристикой взаимодействия субъекта и объекта управления в процессе целеполагания есть то. что цель управления, с точки зрения субъекта. — это максимально эффективное достижение результата объектом, а с точки зрения объекта — это желаемый результат его функционирования, полученный путем решения поставленных руководством (но самостоятельно усвоенных) задач. В этом плане (мотивации) цели управления со стороны субъекта (руководителя) и объекта (исполнителя) не всегда совпадают.

Функция управления. Управление обеспечивается выполнением ряда функций, под которыми понимают конкретные направления деятельности. Процессуально управление есть определенный алгоритм — последовательность непосредственных, взаимосвязанных действий. направленных на достижение цели. Эти действия. каждое из которых является особой системой операций, в значительной мере определяют успешность деятельности всей системы управлениям. Эти действия называются «управленческими функциями». Понятием функций управления обозначается та многогранная роль, которую выполняет субъект управления при реализации задач как всей системы в целом, так и отдельных ее элементов. Посредством управления обеспечивается. с одной стороны, единство, слаженность и взаимосвязь всех подструктур системы, а с другой — развитие, изменение, усовершенствование каждой из подструктур, входящих в состав данной системы. В решении этих задач выявляется двуединая природа функций управления.