Структура и функции управленческой деятельности

Принцип соединения единоначалия и коллегиальности в процессе управления отражает взаимодействия двух форм проявления властных полномочий. Единоначалие прямо связано с персональной ответственностью руководителя за результаты принятых решений и является важным средством обеспечения оперативности управления. Коллегиальность выступает как форма коллективной разработки проектов решений и тем самым повышает степень их обоснованности.

Коллегиальность к тому же способствует повышению ответственности коллектива в процессе выполнения выработанных и принятых решений. При этом единоначалие не утрачивает своих основных качеств, т. е. ответственность каждого руководителя за принятые им решения сохраняется в полной мере.

Методы управления — это совокупность приемов и процедур подготовки и принятия, организации и контроля выполнения управленческих решений.

В управлении используются разнообразные методы, адекватные характеру решаемых профессиональных задач. Так, с позиций системного анализа управленческой деятельности можно выделить 4 группы методов в соответствии с этапами управленческого процесса: методы подготовки, принятия, организации, контроля за выполнением управленческих решений. По характеру влияния на исполнителей различают 4 основные типа методов управления: экономические, организационно-распорядительные, правовые и социально-психологические.

По характеру воздействия на исполнителей выделяют методы прямого (непосредственного) и непрямого (опосредованного) влияния: административные, материального и морального стимулирования работы.

По масштабам применения методы управления разделяются на общие (например, интервью, анализ деятельности, тесты и др.) и специальные (организация служебной деятельности и т. д.).

В каждом конкретном случае метод должен соответствовать особенностям деятельности субъекта и объекта управления (целям и задачам, этапу управления и др.)- Как правило, на практике используется соответствующая комбинация методов, которая обеспечивает комплексность воздействия.

Внимание теоретиков и практиков прежде всего привлекают те методы, которые наиболее полно отвечают содержанию определенных этапов решения управленческих задач. Этап подготовки решения требует глубокого и разностороннего анализа возникающих проблем, поиска альтернативных путей их разработки. Для выполнения этой работы необходимо участие опытных специалистов. Однако на практике они могут представлять различные учреждения, выражать различные личные и групповые интересы. Поэтому при выборе решения возникает иногда необходимость устранения субъективизма. Одним из наиболее известных методов подготовки управленческого решения при наличии противоречивых требований есть метод «мозгового штурма». Этот метод применяется для определения значимости проблемы, учета всех факторов, устранения недостатков, отказа от традиционных способов решения, выдвижения новых способов решения проблемных ситуаций. «Мозговой штурм» — это коллективная деятельность группы специалистов, способных к выдвижению и анализу смелых предложений и проектов, выбору наиболее оптимальных из них.