Понятие управления

Если полученный результат совпадает с представлением цели, то цель признается достигнутой. При согласовании образа действия с образом желаемого результата задача признается не решенной и вся система операций повторяется с внесением необходимых корректив.

Указанные стадии переработки информации выступают как общие закономерности поведения подсистемы управления (начальника и подчиненных: руководящих и руководимых организаций), а также любой социальной системы управления в целом.

Системообразующим фактором любой социальной системы управления является вектор «мотив — цель», поскольку он представляет содержание и направленность деятельности как социальных объединений (общества. организаций, групп), так и отдельных индивидов — руководителей и подчиненных. Так. одним из главных качеств руководителя является умение осознавать и четко ставить стратегическую цель, определять и прогнозировать перспективы деятельности руководимых подструктур, а главным качеством хорошего исполнителя — умение принять эту цель, реализовать ее в ряд тактических задач и находить адекватные способы их решения.

Помимо отношений субординации типа «руководители — подчиненные», существуют отношения координации, т. е. отношения между находящимися на одном и том же иерархическом уровне членами организации. направленные на взаимное согласование действий, исходя из совместных задач руководства или исполнения. При рассмотрении управленческих отношений субординации в качестве основания для их выделения берется направление рассматриваемых связей — вертикальное или горизонтальное. В качестве разновидностей управленческих отношений выделяются также отношения дисциплины и инициативы.

Эти отношения присущи как вертикальным, так и горизонтальным организационным связям.

Управленческие отношения отличаются исключительной сложностью, представляя собой единство объективного и субъективного в деятельности человеческих коллективов. Эти отношения определяются прежде всего особенностями социально-экономической системы и складываются между людьми — членами различных организованных обществ, поэтому обусловлены особенностями их сознания.

В центре внимания социальной психологии управления находятся именно психологические аспекты отношений между людьми, группами и организациями людей.

С выделением проблем управления как особой сферы научного анализа и практической деятельности на фоне развития в нашей стране рыночных отношений стали популярными американские термины «менеджер», «менеджмент» ( от англ. manager — управляющий). Менеджер — это специалист, осуществляющий управленческую деятельность в экономических и производственных структурах, например президент банка, начальник отдела сбыта и т. п. Менеджмент — это совокупность принципов и средств управления, применяемых в условиях рыночной экономики. В научном плане менеджмент представляет собой комплекс научных дисциплин, изучающих технико-организаиионные и социальные аспекты управления. Менеджмент ставит своей целью сформулировать и применить на практике общие принципы управления, пригодные для любой человеческой организации.