Личность руководителя

Самыми характерными ошибками даже высококвалифицированных руководителей являются:

^ Перенос решения на завтра - самый распространенный. Кипа бумаг на вашем столе - его первый признак. Главная причина - слабость характера. Помогает письменная формулировка ближайших задач.

^ Выполнение работы наполовину. Куда полезней для дела и здоровья ограничиться окончательным решением нескольких проблем, а не хвататься за все, не доводя дела до конца. Облегчает работу расстановка приоритетов и плановость.

^ Стремление сделать все сразу. Это верный путь к неврозам. Большинство из нас может интенсивно заниматься решением только одной проблемы. Поэтому переходить к новой задаче следует, либо решив предыдущую, либо получив полное представление о ее решении. Если проблема многогранна, полезно главную цель написать на карточке и постоянно держать ее на столе на видном месте.

^ Стремление сделать все самому. Задача руководителя не в том, чтобы загрузить себя работой, а в том, чтобы планировать, направлять и контролировать работу других.

^ Убеждение, что вы знаете все лучше всех. Многие руководители не осознают, что часто оказываются в роли "субподрядчиков", взвалив на себя некоторые специализированные управленческие задачи, которые специалисты решили бы быстрей и лучше.

^ Неумение разграничить функции. Самое эффективное средство борьбы с дублированием функций и претензиями на всестороннюю компетентность - четкие и детализированные должностные инструкции, учитывающие гибкость развития организации и меняющиеся цели ее деятельности.

^ Попытки свалить вину на других. Задача руководителя - установить объективные причины неудач, а не искать "козла отпущения".

Серьезным врагом руководителя является медлительность, которая может быть связана с выполнением неприятного дела, сложностью проблемы, растерянностью. Сталкиваясь с неприятной работой, держите в памяти "принцип 80 : 20": обычно 20% изделий приносят 80% прибыли, 80% конфликтов возникают с 20% подчиненных, 80% рекламаций приходят от 20% потребителей и 80% своего времени вы тратите на 20% дел.

При решении неприятных дел полезно установить для себя предельный (но реальный) срок и "проболтаться" об этом окружающим. Боязнь выглядеть болтуном в глазах коллег и подчиненных мобилизует больше, чем обязательства перед собой. Помогает и назначение себе "премии" в виде любимого занятия вечером за своевременное и успешное выполнение дела.

Многие руководители стремятся всегда быть правыми. Это лишает их права на ошибку. Желание застраховать себя от ошибок на 100% приводит к бесконечным сборам информации, консультациям, совещаниям и отсрочкам. Стремление к совершенству - еще один фактор проявления нерешительности. Руководители, требующие от себя и подчиненных совершенства, редко его достигают. Нерешительность нередко порождает опасение, что получится не так, как наметил. Но, возможно, большинство опасений напрасны и трудности - лишь плод мнительности.