Особенности управления в формальных и неформальных структурах групп

Малые и большие группы с их официальной и неофициальной структурой являются главным объектом для управляющих органов, так как воздействие на конкретных людей в управленческой деятельности осуществляется именно через структуру групп и влияние на формирующиеся в них отношения. Формальная и неформальная структуры сложно взаимодействуют в каждой учебной или производственной группе. Формальная структура в основном отражает деловые взаимоотношения людей, их функциональные связи (рядовые сотрудники, сотрудники и руководители), планирование, отчетность и т. д. В неофициальной структуре группы взаимодействие строится на принципах этики, морали, субъективных установках и стереотипах, отношениях симпатий и антипатий, доверия — недоверия и т. п. В каждой формальной группе, даже в высокоорганизованном коллективе, образуются неформальные объединения, в которых сотрудники реализуют свои межличностные отношения. В хорошо организованных производственных коллективах официальная структура играет очень важную роль в регулировании неофициальных взаимодействий, но никогда не исключает и не подавляет их полностью. Поэтому личность в структуре групп одновременно выступает и как объект взаимодействия, и как их субъект.

С динамикой структуры групп тесно связано понятие организации, в котором подчеркивается регуляционный аспект формирования и функционирования групп.

Организация в широком определении — это совокупность физического распределения ресурсов, регламентирующих принципы н процедуры ее деятельности, а также отношения полномочий и обязанностей между ее членами. По содержанию деятельности управленческие организации могут заметно различаться: в аппарате министерства, его отделах, в учебном заведении, информационно-координационном центре, на промышленном предприятии.

Исследователи иногда выделяют три основных вида управления: технологическое, экономическое, организационное. Технологическое управление направлено на преобразование объекта производства. Экономическое можно определить как управление движением (порождением, распределением, обменом и потреблением стоимостей). Организационное управление подстраивается под первые два вида н взаимодействует с ними.

Определенные организационные принципы привносятся в социальные структуры извне, исходя из основных общих требований общества. Основные государственные организации исходят из статей Конституции страны. Специалисты в области правовой деятельности (юристы, арбитры н др.) действуют от имени Закона.

Опираясь на статьи, например, гражданского или уголовного кодексов. Субъектом организационного управления в социальных подструктурах выступают внутренние органы управления, а также внешние вышестоящие. Объектом организационного управления являются сотрудники и группы сотрудников.

Организационное управление не обособляется в изолированном административном объединении, в реальных условиях оно сочетается с технологическими и экономическими воздействиями. Трудно назвать руководителей или руководящий орган учреждения, которые занимались бы исключительно организационным управлением. Так же трудно однозначно определить субъект и объект организационного управления. Руководители групп, являясь субъектом организационного управления, одновременно оказываются объектом для вышестоящих органов управления. Реализация какой-либо одной из организационных функций может быть различной. Например, движение автотранспорта через перекресток может регулироваться посредством автомата с подключенным к нему светофором, сотрудником или группой сотрудников ГАИ с помощью дистанционного переключателя, регулировщиком с жезлом.