Формы психологического воздействия групповых структур на личность

У взрослых подражание имеет место в тех случаях, когда отсутствует возможность использовать какой-либо другой способ овладения новыми действиями (например, при овладении рабочим навыком, элементарным профессиональным действием). Обычно же основным путем овладения новой информацией у взрослых являются активные способы формирования и усвоения знаний. Поэтому механизмы подражания, как и механизмы заражения, у взрослых значительно сложнее. Оно сталкивается с критичностью личности взрослого по отношению к оказываемым на него воздействиям, а также с обратным вниманием личности на воздействующий объект. Эти взаимодействия особенно усложняются в группе. В групповом контексте при усвоении наблюдаемых образцов поведения индивидом проявляются два плана подражания: либо какому-то определенному человеку (чаще всего — лидеру), либо нормам поведения, выработанным группой. В последнем случае явление подражания смыкается с проблемой конформизма, т. е. давления группы на индивида. Внушение — это форма нецеленаправленного, неаргументированного воздействия одного человека или группы на другого человека или на группу. В отличие от сообщения и убеждения, в ситуации внушения информация усваивается некритически, неаргументированно. Явление внушения («суггестии») давно отмечено в психологии и заимствовано из медицинской практики и практики воспитания. Феномен внушения в социальной психологии рассматривается как специфическое явление «социальной суггестии» и впервые был исследован В. М. Бехтеревым (1903 г.). Специфика внушения, в отличие от заражения и подражания, состоит в том, что:

1) здесь имеет место не сопереживание идентичных эмоций, а однонаправленное активное воздействие внушающего «суггестора» на другого человека или на группу;

2) внушение, как правило, носит вербальный характер, тогда как заражение включает ритмы, движения, пантомимику и др.;

3) в отличие от убеждения, внушение не требует логической аргументации, так как здесь достигается не согласие индивида, а принятие им информации с готовыми выводами. Во внушении преобладает эмоционально-волевое, а не рациональное воздействие суггестора.

Известен ряд условий, от которых зависит эффективность внушений:

а) влияние возраста (дети и подростки более внушаемы, чем взрослые);

б) психическое и физическое состояние взрослых (люди утомленные и физически ослабленные быстрее поддаются внушению);

в) авторитет внушающего, особенно руководителя и лидера, создающий эффект доверия к источнику информации. Авторитет доверия проявляется не только по отношению к личности руководители, но и к группе, которую он представляет. Авторитет может влиять путем «косвенной аргументации», заменяющей при внушении прямую логическую аргументацию;

г) особенности личностей, подвергающихся внушению (суггерендов). Возможен эффект контрсуггестии — сопротивления внушению, а также использование суггестором дополнительных средств, чтобы преодолеть «психическую самозащиту» сопротивляющегося сугтеренда.