Понятие о руководстве и лидерстве

В предыдущих главах речь шла о феноменах межличностных отношений в производственных группах, об отношениях между индивидом и группой. Однако успешное функционирование группы в целом, как и успешность деятельности каждого из ее членов, требует значительных усилий по их организации, определению целевой направленности, координации действий индивидов и группы, т. е. нуждается в управлении. Поэтому одним из важных аспектов разделения труда в коллективах является деление людей на руководителей и руководимых.

Подробнее...

Функции руководителя

Говоря о функциях руководителя, мы характеризуем основные выполняемые им обязанности. При классификации функций руководителя используются различные критерии. Так. один из основоположников теории управления и научной организации труда А. Файоль в основу классификации функций управления положил последовательные стадии управленческого цикла и выделил следующие элементы «административных операций»: предвидение, организация, распорядительство. согласование, контроль. В работах ряда отечественных психологов при рассмотрении функций руководителя в соответствии с этапами управленческого цикла дается более расширенный перечень этих функций.

Подробнее...

Стили руководства в системах управления

Руководитель на всех уровнях сложной иерархической системы управления социальными организациями выступает как ведущее лицо, поскольку именно он определяет целенаправленность и продуктивность работы коллектива, подбор кадров, психологический климат и другие аспекты деятельности каждой конкретной производственной группы. Одной из важнейших характеристик деятельности руководителя является стиль руководства. Руководители могут использовать различные методы и средства для принятия решений, для воздействия на своих подчиненных, координации их действий, оценки эффективности, а также поощрения и наказания.

Подробнее...

Руководитель и коллектив

Эффективность протекания управленческого процесса. настроение людей в организации, отношения между сотрудниками зависят от множества факторов: непосредственных условий работы, профессиональных качеств кадровых работников, уровня управленческого состава и др. И одну из первых ролей в ряду этих факторов играет личность руководителя.

Подробнее...

Культура общения руководителя

Обычно на вопрос: «Умеете ли Вы общаться?» каждый отвечает утвердительно. Большинство людей думают, что для этого не нужны какие-то специальные умения. Однако практика показывает, что эффективно общаться умеют далеко не все люди, более того — далеко не все руководители. Опросы показывают, что 73% американских. 60% английских и 86% японских менеджеров считают неумение эффективно общаться главным препятствием на пути достижения целей их организации. В нашей общественной практике управления дела обстоят не лучшим образом. Поэтому в настоящее время организована специальная система подготовки руководителей (менеджеров), включающая и обучение культуре общения. В промышленно развитых странах ни один руководитель не может занять свою должность, не пройдя курсов обучения менеджменту.

Подробнее...