International Courier Mumbai International Courier Service

Содержание и специфические эффекты межличностного восприятия

В отечественной и зарубежной психологии исследования межличностного восприятия касаются двух основных аспектов этой проблемы:

1) изучение содержания межличностной перцепции (характеристик свойств субъектов общения);

2) изучение самого процесса межличностной перцепции (анализ ее механизмов, сопровождающих ее эффектов).

Содержание межличностного восприятия зависит от свойств субъекта и объекта восприятия, поскольку оно включает в себя взаимодействие двух участников, связанное с оцениванием друг друга и взаимным изменением каких-то личностных характеристик благодаря факту своего присутствия. В этом случае каждый из участников общения оценивает другого и строит определенную систему интерпретации его поведения и его причин. Эффект интерпретации поведения другого человека строится на основе знания причин этого поведения. Но в обыденной жизни люди мало знают о действительных причинах поведения другого человека. В этих условиях при дефиците информации они начинаю приписывать друг другу как причины поведения, так и его образцы. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то ранее известным опытом субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации (здесь может действовать механизм идентификации). В этой связи возникает система способов такого приписывания — каузальной атрибуции.

При экспериментальных исследованиях этого феномена было установлено, что характер приписываемых свойств определяется особенностями субъекта восприятия: одни люди более склонны в процессе межличностного восприятия фиксировать внешние физические черты, и тогда сфера приписывания более ограничена, другие склонны отражать психологические свойства партнера, и в этом случае расширяется простор для приписывания. Было также доказано влияние предшествующей оценки индивида или группы на восприятие их действий. Так. у «хороших групп» и «хороших людей» все поступки воспринимаются как положительные, и наоборот. что свидетельствует о субъективизии процесса атрибуции. В теориях каузальной атрибуции обращалось также внимание на явление контрастных представлений, когда «плохому» человеку приписываются отрицательные черты, а сам субъект восприятия оценивает себя по контрасту только с положительной стороны. Этот феномен проявляется, в частности, в различном понимании причин успеха и неуспеха с позиций участника событий и внешнего наблюдателя (Г. Келли). Так. участник действия винит в неуспехе преимущественно объективные обстоятельства (среду), а человек в роли наблюдателя винит в этом самого исполнителя. В своих опытах удалось показать роль установок в восприятии людьми друг друга. Эта роль особенно значительна при формировании перового впечатления о незнакомом человеке. В эксперименте двум группам студентов показали фотографию человека, но при этом первой группе было сказано, что это изображение опасного преступника, а второй группе — что это изображение знаменитого ученого. В последующем словесном портрете этого человека одни и те нее его черты характеризовались по-разному: в одном случае глубоко посаженные глаза якобы свидетельствовали о затаенной злобе, в другом — о глубине мысли и т. п.

При восприятии людьми друг друга возникают также специфические эффекты этого явления. Были установлены и изучены по крайней мере три таких эффекта.

«Эффект ореола» (галоэффект). Сущность его объясняется через формирование специфической установки на воспринимаемого и направленное приписывание ему на основе этой установки определенных качеств. «Эффект ореола» приводит к тому, что информация о каком-то человеке категоризнруется определенным образом. а именно — накладывается на тот сохраняемый в памяти образ, который сложился заранее.