Психологический анализ профессиональной деятельности

Схема психологического изучения профессии (профессиография)

Часть 1. Социально-психологическая характеристика профессии

1. Профессия (название, системная опенка, тип. класс).

2. Специальность.

3. «Рабочий пост» (узкая специальность).

4. Основные обязанности (кратко указать социальный и производственный престиж профессии в данном коллективе).

5. Должностной оклад и его оценка (высокий, средний, низкий для данного трудового коллектива).

6. Срок первоначального обучения и среднее время профессиональной адаптации.

7. Диапазон квалификации и перспективы роста (административного. технического мастерства).

8. Общая характеристика ошибок в профессиональной деятельности (часты, редки) и их последствия (весьма серьезные, серьезные, относительно серьезные, т. е. касающиеся главным образом работника и мало влияющие на производство в целом и других людей, а также не влекущие каких-либо серьезных последствий и для самого работника).

9. Частота дисквалификации по неспособности в период:

а) обучения;

б) профессиональной адаптации;

в) профессиональной деятельности.

10. Работа: индивидуальная, групповая, коллективная (кратко описать).

11. Общение в профессиональной деятельности:

а) постоянное, личное и с помощью средств связи с большим числом работников;

б) эпизодическое;

в) почти отсутствует (кратко указать особенности общения).

12. Текучесть кадров (большая, средняя, малая — по сравнению с другими специальностями данного коллектива).

13. Референтное событие (вид деятельности) — указать без описания.

14. Особые замечания: профессиональные вредности, льготы и пр.

Указания:

1) источниками сведений являются:

а) инструкции, технологические карты, учебники, монографии, статьи, брошюры, справочники и другие доступные документы и материалы;

б) беседы с администрацией, опытными профессионалами. учениками и молодыми специалистами (могут использоваться анкеты);

2) сведения по пунктам 8. 9 даются либо описательно. либо (предпочтительно) в интенсивных и экстенсивных показателях, подвергнутых статистической обработке;

3) как итог первой части профессиограммы делаются предварительные выводы:

а) актуальность дальнейшего психологического изучения профессии;

б) цели дальнейшего изучения:

— разработка рекомендации по повышению производительности труда, улучшению техники безопасности и улучшению здоровья работающих (улучшение организации труда, инженерно-психологическое совершенствование техники и условий труда);

— разработка мероприятий психологического отбора (подбора) и профориентации;

— разработка мероприятий по уменьшению текучести кадров;

— совершенствование методов профессионального обучения.