Понятие управления

Психология управления — одна из важнейших отраслей современной социальной психологии, изучающей проблемы общения и взаимодействия людей в различных социальных структурах.

Разработкой проблемы управления занимаются различные отрасли знаний: информатика, юриспруденция. философия, психология, педагогика, эргономика, социология и др. Однако общая теория управления начала разрабатываться в недрах кибернетики и теории систем. Кибернетика (от греч. kibernetike — искусство управления) — наука об управлении, связи и переработке информации в биологических, технических и комплексных (человеко-машинных) системах.

Процессы управления имеют место там. где осуществляется общая деятельность людей для достижения определенных результатов. «Управление можно определить как комплекс необходимых мер влияния на группу, общество или его отдельные звенья с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, усовершенствования и развития».

Управление осуществляется по общим законам во всех сложных динамических системах (социальных, психологических, биологических, технических, экономических. административных и др.) и основано на получении. обработке и передаче информации. Главным признаком управления в социальных системах является выработка решения на основе анализа и оценки информации субъектом управления (руководителем), информационными контурами управления — прямая и обратная связи в сложных системах.

формирование человека как личности и его деятельность всегда осуществляется в социальных структурах. в связи с чем особое значение приобретают социальные формы управления: экономические, политические. педагогические, правовые (юридические), правоохранительные, морально-идеологические (нормы нравственности, религиозные заповеди), культурологические и др.

Объектом социально-психологической теории управления являются формы взаимодействия людей в структурах, группах и коллективах, реализующих правоохранительные. экономические, политические, производственные задачи.

Управление, осуществляемое в социальных структурах. имеет свои специфические особенности и предполагает использование разнообразных знаний, гибкости человеческого ума. памяти, волевых качеств. Для эффективного управления в сложных социальных образованиях необходимо четко определить конечную цель, наметить возможные пути достижения, предвидеть (прогнозировать) поведение управляемой системы при различных управляющих воздействиях и изменениях внешних ситуаций. Научная организация управления требует применения исследователем и руководителем системного анализа ситуации, построения (в виде умственных представлений или материализованных схем, планов) модели управляемого объекта и его возможных изменений, моделирования процессов профессиональной деятельности (построение професснограмм) и поведения личности (психограмм людей), образующих конкретную социально-психологическую структуру. Управление в социальных структурах включает не только сугубо психологические взаимосвязи между людьми, но также важные для реализации целей социальных групп экономические, культурные, политические, правовые, правоохранительные. производственные, экологические и иные отношения, в сфера которых осуществляется конкретная деятельность людей. Чем сложнее и многограннее становится жизнь современного социума в связи с развитием производства, науки и техники, формированием новых правовых структур, демократизацией общества. тем более сложными по содержанию, объему и методам становятся процессы управления.