Социально-психологическая теория управления

Социальные и психологические факторы всегда оказывают на производительность труда огромное влияние, но оно разворачивается на фоне материальных, физических и организационных факторов, которые нельзя сбрасывать со счетов.

Дальнейшие исследования психологов позволили глубже понять причины явлений, описанных теорией человеческих отношений. В управлении стали учитывать все более широкий спектр психологических особенностей личности и индивидуальности каждого работника. Многие психологи, занимающиеся вопросами управления, вышли за рамки теории человеческих отношений, сосредоточившейся на налаживании межличностных отношений. Стали изучаться различные аспекты социального взаимодействия, власти и авторитета, лидерства и мотивации, личностных особенностей и культуры. Основной целью этого подхода стало повышение эффективности деятельности организации за счет реализации личностного потенциала работников.

Такой психологический подход приобрел особую популярность в 60-е годы. С этого времени промышленная социальная психология управления начала бурно развиваться и в нашей стране. Как и более ранние школы, данный подход отстаивал единственный и как будто бы лучший способ решения управленческих задач. Но, как показывает практика," единственного, самого лучшего, универсального подхода к управлению не существует.

На этом выводе основывается современная школа управления — «наука управления». Организация рассматривается как открытая система, состоящая из нескольких подсистем. Важными для управления, которое представляет собой непрерывный процесс, являются как связи между элементами внутри организации, так и связи организации с внешней средой. Поскольку связи между элементами и состояние элементов постоянно изменяются, методы и концепции управления должны соответствовать конкретным ситуациям. Чтобы учесть все многообразие факторов и иметь возможность их прогнозировать, управлять ими, принимать оптимальные управленческие решения, необходимо использовать количественные методы, и прежде всего математическое моделирование. Появление и развитие современной школы управления, ситуационного подхода во многом стало возможным благодаря компьютеризации.

Развитие управленческой науки — это эволюционное развитие. Современный менеджмент вобрал в себя, продолжает развивать и углублять все лучшие идеи и достижения различных подходов.

Достижения общей теории управления и социальной психологии, естественно, привлекли внимание таких важнейших государственных структур, как армия и правоохранительные органы. Основные принципы и методы социальной психологии управления стали активно внедряться в эти структуры как за рубежом, так и в нашей стране в 60-х - 70-х гг., способствуя их модернизации, демократизации и повышению эффективности их функционирования в целом.

В 70-е — 80-е гг. в СССР появились первые работы по проблемам управления в органах внутренних дел. Однако этот опыт был еще недостаточным. В публикациях тех лет преобладал абстрактно теоретический подход и ориентация на партийную идеологию, освещались главным образом задачи и функции центрального аппарата — ЦК КПСС и Верховного Совета СССР, и мало учитывалась специфика деятельности местных органов управления в союзных республиках, краях и областях. Управленческие структуры Украины, как и других союзных республик, находились в полном подчинении министерствам СССР и центральным партийным органам, откуда поступали все организационные распоряжения, управленческие решения по всем направлениям деятельности, осуществлялось финансирование, распределение штатов и материально-техническое обеспечение. В этих публикациях мало освещался и, как правило, получал негативную оценку опыт работы дореволюционной системы управления, а так же опыт управления в современных зарубежных государствах.

Построению демократической системы отношений в структурах управления в Украине в значительной степени должно способствовать внедрение теории и методов современной социальной психологии управления — новой научной дисциплины, органически соединяющей в себе достижения двух отраслей знания: теории управления и психологии," поскольку социальное управление — это прежде всего управление людьми и оно должно базироваться на учете закономерностей человеческих отношений.